Исследовательская группа

Группа по нейрофизиологии и нейроэволюции

Главная цель группы — разработать алгоритм, который будет выстраивать оптимальную топологию нейронной сети для решения ряда задач: распознавания и классификации образов, кластеризации, принятия решений, прогнозирования, ассоциативного запоминания, адаптивного управления.

Для этого предполагается построить модели взаимодействия нейронов друг с другом с точки зрения клеточных механизмов. Они позволят обучать эффективную нейронную сеть на имеющихся данных без ручной настройки для каждой задачи.

Такие модели имеют важное прикладное значение. Например, с их помощью можно оптимизировать технологические режимы на серийном или непрерывном производстве, улучшая производственные показатели без изменения технического процесса. Или разрабатывать тренажеры по работе с автоматизированными системами управления.

Большие перспективы открываются также в области биологии и медицины. В частности, разрабатываемые группой модели помогут исследовать нейродегенеративные процессы, приводящие к болезням Альцгеймера и Паркинсона. Существует и модель развития шизофрении на базе модуляции дофамина в префронтальной коре. Также моделирование процессов взаимодействия нервных клеток в ЦНС очень полезно для экспериментальной фармакологии или нейрореабилитации пациентов после различных травм и заболеваний.

Глобальные цели группы:

  • Получить максимально приближенную к реальности молекулярную модель работы нейронной сети.
  • Создать систему для симуляции эволюционного развития сетей, в которых искусственные нейроны работают по принципу живых клеток. Она позволит подбирать оптимальные по структуре и внешним параметрам модели нейронных сетей, решающих задачи распознавания паттернов, категоризации и кластеризации, предсказания, принятия решений, адаптивного управления.

Проект был начат в 2013 году, а с 2014-го группа работает в составе JetBrains Research.

Дополнительно

  • Примеры экспериментов для демонстрации возможностей фреймворка

    Представляем вашему вниманию модель нейрогенеза, охватывающую следующие биологические процессы:

    1. Симметричное и асимметричное деление клеток
    2. Дифференциация клеток согласно заданной клеточной линии
    3. Фактор-зависимый рост аксонов между разными типами нейронов
    4. Установление синаптических связей


    Результат выполнения симуляции:

    1. Individual.xml - снапшот объектов пространства и концентраций факторов
    2. AxonLength.csv - длины аксонов каждого нейрона
    3. SpaceSnapshot.csv - координаты аксонов
    4. Movements.csv - лог событий симуляции

Research group

Neurophysiology and Neuroevolution Group

The group's objective is to develop an algorithm for building an optimal neural network topology for pattern recognition and classification, clustering, decision-making, prediction, adaptive management, and various other tasks. We plan to achieve this by developing a model in which interacting neurons are treated as living cells.

Developing a system for effective neural network modeling based on available data, without manual adjustments for each specific task, will have a strong impact both on applied and research problems. Such modeling could be helpful in optimizing operating practices in manufacturing plants and improving performance indicators without changing the technological process.

The project was initially launched in December 2013, since May 2014, it has been operating as part of JetBrains Research.

Main research projects

Neural Network Modeling

In the field of biology and medicine, models developed by our group are required, to help to study the neurodegenerative processes leading to Alzheimer's and Parkinson's diseases. A model of schizophrenia development also exists, which is based on dopamine modulation in the prefrontal cortex. Modeling interactions in the central nervous system also has an important part in experimental pharmacology and neurorehabilitation.

The global objectives of the group:

  • Creating a molecular model of neural network functioning, which is as close to reality as possible.
  • Developing a system to emulate evolutionary development of biologically approximate artificial neural network models (based on neurons functioning as living cells). Such a system can be used to choose network models with optimal structure and external parameters for different tasks: pattern recognition, categorization, clustering, forecasting, decision-making, and adaptive management.

Resources

  • Simulation examples

    We present a neurogenesis model covering the following biological processes:

    1. Symmetric and asymmetric cell division
    2. Cellular differentiation in accordance with a given differentiation lineage
    3. Factor-dependent axon growth between different types of neurons
    4. Establishment of synaptic connections


    Results of the simulation process:

    1. Individual.xml - snapshot of spatial objects and factor concentrations
    2. AxonLength.csv - axon lengths for each neuron
    3. SpaceSnapshot.csv - axon coordinates
    4. Movements.csv - simulation event log