Исследовательская группа

Paper-Analyzer

Paper-analyzer

Paper-analyzer – это веб-приложение, осуществляющее поиск по 30 млн аннотаций из PubMed. Поисковый запрос включает название гена (согласно NCBI) и/или MeSH (Medical Subject Heading) для химического соединения или заболевания. Пользователи также могут задать название интересующего таксона для выбранного гена и ввести текстовый контекст и имя автора статьи для сужения поиска. Мы обучили модель находить связи между именованными сущностями (названия генов, белков, химических соединений, болезней) выбранными пользователем для запроса. Сейчас модель обучена находить связи между генами и заболеваниями, химическими соединениями и заболеваниями, химическими соединениями и генами. Мы выделяем 13 типов связей, среди которых отношения маркер-механизм, терапевтическое влияние, увеличение или уменьшение экспрессии, активности или метаболического обмена. Во многих случаях аннотация статьи не содержит явного утверждения о наличии связи, поэтому мы обучили модель трансформера типа BERT, которая способна выявлять имплицитные утверждения, содержащиеся в аннотациях статей. Мы взяли положительные примеры для обучения из Comparative Toxicogenomics Database (CTD) для обучения модели. Мы использовали приложение PubTator для разметки именованных сущностей и стандартизации их наименований (нормализации). В ближайшее время мы планируем заменить PubTator на нашу собственную систему для NER, поскольку в ряде случаев PubTator имеет тенденцию разбивать длинные именованные сущности (например линии клеток относящихся к некоторому типу ткани у некоторых животных) на отдельные короткие (заболевание, животное, тип ткани), что не всегда полезно для решаемой задачи. Мы также планируем добавить возможность поиска связей типа ген-ген, дообучив модель на данных из Reactome.

Мы предварительно обрабатываем все аннотации и записываем найденные связи в базу данных.

База данных

После утверждения (Submit) построенного запроса, пользователь получает выдачу из аннотаций статей, агрегированных по типам связей и парам сущностей, формирующих связь. Пользователь может скрыть разбиение по типам связей и отсортировать результаты поискового запроса по уровню уверенности модели (score), году публикации или числу публикаций в группе.

Выдача из аннотаций статей, агрегированных по типам связей и парам сущностей

Пользователи могут проанализировать поисковую выдачу на уровне отдельных документов, выбрав интересующую группу статей. Аннотации статей можно отфильтровать по дате публикации, используя бегунки на гистограмме числа публикаций в год. Мы также добавили подробную информацию о публикациях и ссылки на PubMed и PubTator. 

Поисковая выдача

Сейчас мы работаем над алгоритмом извлечения более богатого структурированного контекста найденной в аннотации статьи связи. На данный момент можно видеть контексты, извлекаемые из предложений, содержащих оба конца связи.

Контексты, извлекаемые из предложений, содержащих оба конца связи

База извлеченных связей

Результатом работы модели RE является база извлеченных из аннтаций статей из PubMed связей. Мы планируем публиковать обновленные версии базы данных при изменении модели.

База связей RE - это tsv файл с колонками:

  • ‘NameFrom’ - имя сущности, из которой ребро связи выходит;
  • ‘IdFrom’ - NCBI/MESH id сущности, из которой ребро связи выходит;
  • ‘GroupFrom’ - тип сущности, из которой ребро связи выходит (chemical, disease, gene);
  • ‘NameTo’ - имя сущности, в которую ребро связи приходит;
  • ‘IdTo’ - NCBI/MESH id сущности, в которую ребро связи приходит;
  • ‘GroupTo’ - тип сущности, в которую ребро связи приходит (chemical, disease, gene);
  • ‘Relation’ - тип связи (смотри ниже список типов связей);
  • ‘PMID’ - PMID аннотации статьи, в которой связь найдена;
  • ‘Prob’ - уверенность модели относительно найденной связи.

Мы рассматриваем следующие типы связей:

  • chem_disease_marker/mechanism
  • chem_disease_therapeutic
  • chem_gene_affects_response_to_substance
  • chem_gene_affects_transport
  • chem_gene_decreases_activity
  • chem_gene_decreases_expression
  • chem_gene_decreases_metabolic_processing
  • chem_gene_decreases_reaction
  • chem_gene_increases_activity
  • chem_gene_increases_expression
  • chem_gene_increases_metabolic_processing
  • chem_gene_increases_reaction
  • gene_disease_marker/mechanism
  • gene_disease_therapeutic

Перечисленные типы связей являются подмножеством типов связей указанных в базе CTD.

Релиз 18 июня 2020

Описание релиза:

  • Улучшено качество извлечения связей с помощью модели BioBERT.
  • Добавлена калибровка вероятностей наличия связи с помощью Isotonic Regression. Калиброванная вероятность добавлена в отдельный столбец: cProb. Теперь вероятность 0.9 означает, что в среднем 9 из 10 связей правильно определены.
  • Типы связей изменены до наивысшего по CTD родительского типа:
    • CHEMICAL-DISEASE: therapeutic, marker/mechanism
    • GENE-DISEASE: therapeutic, marker/mechanism
    • CHEMICAL-GENE: expression, reaction, metabolic processing, activity, binding, response to substance, cotreatment, transport, therapeutic, localization

Ссылка на базу.

Релиз 16 апреля 2020

Описание релиза: первый публичный релиз базы данных связей. Ссылка на базу.

Research group

Paper-Analyzer

Paper-analyzer

Paper-analyzer is a web-based application that performs search queries on a collection of 30 million PubMed paper abstracts. A search query includes a gene ID (according to NCBI gene id) and (or) a MeSH(Medical Subject Heading). Users can also specify taxon names for genes, add context and author names to narrow down the search. We trained the model to search for relations between entities participating in search queries. Right now, we can find connections between genes and diseases, chemicals and genes, chemicals and diseases. There are 13 types of relations such as marker-mechanism relations, therapeutic effect, increase or decrease in expression, activity or metabolic processing, and so on. There are many cases when abstracts don't contain explicit statements about the presence of relationships between entities in question. We trained a Natural Language Understanding model based on Transformer architecture called BERT to address this problem. We took positive relation examples from the Comparative Toxicogenomics Database (CTD) to train the model. We used the PubTator application for named entity recognition and entity name normalization tasks, but we plan to substitute it with our own NER system shortly. We also plan to include gene-gene relations from Reactome in our search system.

We preprocess all the abstracts and store relations in a database.

Relations in a database

After submitting the query, the user gets a list of resulting papers aggregated by relation endpoints and types. One can collapse relation types and sort the search results by score (model confidence), publication year, or number of papers in a group.

List of resulting papers

Users can explore search results at the level of particular abstracts by selecting papers grouped by relation types. One can filter abstracts by publication year using the histogram. We also provide detailed information about the papers and links to PubMed and PubTator.

Search result

We are now working on extracting additional information about entities and relations from article text. As for now, one can see contexts found in sentences containing both entities that form a relation.

Additional information about entities and relations from text

Extracted Relations Database

As a result of Relation Extraction model application to PubMed abstracts we obtained a database of extracted relations. We are going to update this database when the model changes.

The RE database is a tsv file with columns:

  • ‘NameFrom’ - relation tail entity name;
  • ‘IdFrom’ - relation tail NCBI/MESH id;
  • ‘GroupFrom’ - relation tail group name (chemical, disease, gene);
  • ‘NameTo’ - relation head entity name;
  • ‘IdTo’ - relation head NCBI/MESH id;
  • ‘GroupTo’ - relation tail group name (chemical, disease, gene);
  • ‘Relation’ - relation type (see below the list of relation types);
  • ‘PMID’ - PMID of the paper, where the relation was found;
  • ‘Prob’ - model credibility of the extracted relation.

We analyze the following classes of relation types:

  • chem_disease_marker/mechanism
  • chem_disease_therapeutic
  • chem_gene_affects_response_to_substance
  • chem_gene_affects_transport
  • chem_gene_decreases_activity
  • chem_gene_decreases_expression
  • chem_gene_decreases_metabolic_processing
  • chem_gene_decreases_reaction
  • chem_gene_increases_activity
  • chem_gene_increases_expression
  • chem_gene_increases_metabolic_processing
  • chem_gene_increases_reaction
  • gene_disease_marker/mechanism
  • gene_disease_therapeutic

These types represent a subset of types mentioned in the CTD database.

Release of June 18, 2020

Release description:

  • Improved performance of relation extraction with BioBERT.
  • Added calibration of relation probabilities using Isotonic Regression. Calibrated probability added as an extra column 'cProb'. Now a probablity of 0.9 indicates that 9 out of 10 relations would be true.
  • Changed the relation types to the highest CTD parent:
    • CHEMICAL-DISEASE: therapeutic, marker/mechanism;
    • GENE-DISEASE: therapeutic, marker/mechanism;
    • CHEMICAL-GENE: expression, reaction, metabolic processing, activity, binding, response to substance, cotreatment, transport, therapeutic, localization.

The database can be downloaded here.

Release of April 16, 2020

Release description: the first public release of the database. Can be downloaded here.